Важнейшими составляющими родительской компетентности
являются:
- возможность справляться со значимыми и критическими
жизненными ситуациями (умение видеть реальную ситуацию и предпринимать действия
для того, чтобы ее изменить - ставить цели, принимать решения, отвечать за свои
поступки, проявлять инициативу и многое другое), прогнозировать на будущее;
- возможность поддерживать и развивать контакты в
социальном и личностном взаимодействии, социальная информированность и активность
(знание нормативно-правовой базы, обеспечивающей права ребенка и семьи;
осведомленность об инфра структуре государственной и негосударственной поддержки
и помощи особым детям, осознание своей гражданской роли; готовность к
активности и самореализации вне семейного контекста);
- адекватное представление о самом себе, своих возможностях
и способностях (не испытывать вины за то, что Вы «плохой» родитель, не переносить
это чувство страха и вины на своего ребенка);
- умение адекватно оценивать состояние ребенка,
замечать в нем малейшие изменения, учитывать особенности в его реакциях,
внешнем виде, настроении, поведении, возможность подстраиваться под актуальный
уровень развития ребенка, влиять на его интересы, обеспечивая развитие и социализацию;
- непрерывное самообразование (приобретение новых
знаний и опыта в течение всей жизни, их адаптация к различным жизненным
условиям, что позволяет меняться самому и изменять ситуацию в более
благоприятную сторону);
- выбор тех моделей поведения, которые соответствуют
индивидуальности и требованиям социальной ситуации (способность к активному и
открытому общению, позитивный характер взаимодействия, гибкое реагирование на
различные коммуникативные ситуации; способность к сотрудничеству, умение
изменять свое поведение в зависимости от социальных ситуаций, поведения ребенка).
Родительская компетентность складывается под влиянием
всего социального окружения семьи, и зависит от опыта, привычек и характера
каждого члена семьи. Раннее выявление проблемы ребенка, положительная мотивация
родителей к активному участию в развитии и социализации ребенка также
способствуют ее своевременному формированию. Родительская компетентность
формируется и, одновременно, проявляется в различных видах деятельности с
ребенком, специалистами, социальными структурами. Выбирая способы
взаимодействия с ребенком, формируя его адаптивное поведение, родители
организуют деятельность, которая соответствует их потребностям и возможностям.
Деятельное общение со специалистами, объединяет семью и профессиональное
сообщество вокруг решения проблемы ребенка, дает знания и опыт. Взаимодействие
с различными социальными структурами расширяет границы возможностей семьи, стимулирует
активность, обеспечивает социальную и личностную информированность родителей. И
только в деятельности любая информация становится опытом. И вновь есть
необходимость обратиться к «Комплексной программе развития и социализации...»,
которая предоставляет семье возможность приобретать знания, опыт, активизировать
имеющиеся внутренние ресурсы, развиваясь вместе с ребенком, т.е. создает
условия для формирования и реализации родительской компетентности.
И снова мы обращаемся к «Комплексной программе
развития и социализации…» Переходите по следующей ссылке:
Комментариев нет:
Отправить комментарий