вторник, 28 июля 2020 г.

"Важнейшие составляющие родительской компетентности детей с особыми образовательными потребностями"



Важнейшими составляющими ро­дительской компетентности являются:
- возможность справляться со значимыми и критическими жизненными ситуациями (умение видеть реальную ситуацию и предпринимать действия для того, чтобы ее изменить - ставить цели, принимать решения, отвечать за свои поступки, проявлять инициативу и многое другое), прогнози­ровать на будущее;
- возможность поддерживать и развивать контакты в социальном и личностном взаимодействии, социальная информированность и активность (зна­ние нормативно-правовой базы, обеспечивающей права ребенка и семьи; осведомленность об инфра­ структуре государственной и негосударственной поддержки и помощи особым детям, осознание сво­ей гражданской роли; готовность к активности и самореализации вне семейного контекста);
- адекватное представление о самом себе, сво­их возможностях и способностях (не испытывать вины за то, что Вы «плохой» родитель, не перено­сить это чувство страха и вины на своего ребенка);
- умение адекватно оценивать состояние ре­бенка, замечать в нем малейшие изменения, учи­тывать особенности в его реакциях, внешнем виде, настроении, поведении, возможность подстраи­ваться под актуальный уровень развития ребенка, влиять на его интересы, обеспечивая развитие и социализацию;
- непрерывное самообразование (приобрете­ние новых знаний и опыта в течение всей жизни, их адаптация к различным жизненным условиям, что позволяет меняться самому и изменять ситуацию в более благоприятную сторону);
- выбор тех моделей поведения, которые соот­ветствуют индивидуальности и требованиям соци­альной ситуации (способность к активному и от­крытому общению, позитивный характер взаимо­действия, гибкое реагирование на различные коммуникативные ситуации; способность к сотрудни­честву, умение изменять свое поведение в зависи­мости от социальных ситуаций, поведения ребен­ка).
Родительская компетентность складывается под влиянием всего социального окружения семьи, и зависит от опыта, привычек и характера каждого члена семьи. Раннее выявление проблемы ребенка, положительная мотивация родителей к активному участию в развитии и социализации ребенка также способствуют ее своевременному формированию. Родительская компетентность формируется и, од­новременно, проявляется в различных видах дея­тельности с ребенком, специалистами, социальны­ми структурами. Выбирая способы взаимодействия с ребенком, формируя его адаптивное поведение, родители организуют деятельность, которая соот­ветствует их потребностям и возможностям. Дея­тельное общение со специалистами, объединяет се­мью и профессиональное сообщество вокруг реше­ния проблемы ребенка, дает знания и опыт. Взаи­модействие с различными социальными структура­ми расширяет границы возможностей семьи, сти­мулирует активность, обеспечивает социальную и личностную информированность родителей. И только в деятельности любая информация стано­вится опытом. И вновь есть необходимость обратиться к «Комплексной программе развития и социализации...», которая предоставляет семье возможность приобретать знания, опыт, активизировать имею­щиеся внутренние ресурсы, развиваясь вместе с ре­бенком, т.е. создает условия для формирования и реализации родительской компетентности.   
И снова мы обращаемся к «Комплексной программе развития и социализации…» Переходите по следующей ссылке:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Хотим все знать!»

15 мая 2024 г., Мария Владимировна Белова, мама Ольги Беловой (учащейся творческого объединения "Семицветик" ЦППРД "Орион&quo...