суббота, 18 июля 2020 г.

"Дидактическая игра, как возможность коррекции возможных видов восприятия"


Общеизвестно, что дидактические игры являются одним из эффективных средств сенсорного воспитания детей, формирования познавательной деятельности, обретение ими социального опыта, норм и правил поведения.
Существующая классификация дидактических игр выделяет три основных вида: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
Основными элементами дидактической игры являются: содержание, обучающая задача, игровые действия и правила. Для этого в содержание дидактических для детей с отклонениями в развитии включаются те сферы жизни, которые дети трудно усваивают в реальном обучении. 
В свете этого содержание дидактических игр может решать задачи знакомства с объектами и явлениями окружающей действительности посредством игровой ситуации.
Важным средством коррекции недостаточности умений управлять своими эмоциями для детей с отклонениями в развитии являются дидактические игры с правилами. Они дисциплинируют детей, коррегируют их психоэмоциональную неустойчивость.
Эффективное влияние на развитие детей дидактические игры имеют за счет интереса ребенка к игровому действию, которое стимулирует не только его активность, но и побуждает их к поиску правильного решения и получению чувства удовлетворения от решенной задачи.
Универсальность обучающих возможностей дидактических игр состоит в том, что их можно использовать, как на различных видах занятий, в быту, трудовых действиях, так и в общении между детьми. 
В пользуется особой популярностью из-за возможности наиболее эффективно влиять ее средствами на отклонения в психофизическом развитии.
Детям с отклонениями в развитии свойственны нарушения формирования образного мышления в анализе и синтезе признаков предметов окружающей действительности. Из-за этого процесс классификации и сериации предметов и объектов окружающей, значительно сложнее.
Формирование способности анализа игровых ситуаций, дидактического задания является органической частью всех игровых действий. От понимания сути игровых действий зависит качество выполнения задания, результат игры. 
В   связи с этим, от детей требуется умение быть внимательным, собранным и активным, так как дидактические игры ставят детей в условия выделения существенных, основополагающих причинно-следственных связей, которые обусловливают результат исполнения.
Если в простом дидактическом задании ребенок после нескольких попыток решит задание, не получает положительного результата, то он отказывается от выполнения заданий. В дидактической игре желание выиграть усиливает желание продолжить игру.
Практическая выраженность игровых действий стимулирует наиболее длительный интерес к игре, повышая уровень их интеллектуальных возможностей, корригируя эмоционально - волевую сферу, формируя самооценку и активность личности ребенка.
На фоне первичного дефекта, несмотря на разницу его этиологии, у детей с отклонениями в развитии, наблюдается нарушение предметно-практических действий, которые носят замедленный характер, а качество их исполнения страдает, результаты действий значительно снижены.
Недостаточность контактов с окружающей средой на фоне первичного дефекта приводит к снижению уровня навыков общения, обеднения психоэмоциональных проявлений и выражений, что свойственно всем детям с проблемами в развитии.
Все выше перечисленное может успешно коррегироваться с применением дидактических игр. В этом случае подбор дидактических игр осуществляется в соответствии с теми дидактическими задачами, которые целенаправленно влияют на процесс коррекции отклонений в развитии. 
В   дидактических играх, как ни в каких других обучающих ситуациях, можно научить детей способам обследования предметов, различения, узнавания и сравнения.
Дидактические игры учат детей систематизировать предметы по сходным и отличительным признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом случае благодаря игровому действию дети наиболее сосредоточенно работают над выполнением сложной для них задачи.
Через дидактические игры возможно коррегировать недостаточность внимания, наблюдательности, сообразительности и памяти.
Дидактические игры являются одним из эффективных средств коррекционного - развивающего обучения, целью которого является преодоление различных затруднений в умственной, трудовой, бытовой и учебной деятельности.
Средствами дидактической игры имеется возможность стимулирования инициативы ребенка и его стремления к достижению поставленной цели.
Важно в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать условия для самоутверждения за счет выигрыша в соревновательных играх. Особенно важно им преодолевать чувства неуверенности в себе из-за недостатков  предметно-практической деятельности, трудностей оречевления предметных действий, неточности знаний, умений и навыков.

Подборка дидактических игр
Дидактическая игра «Цветные корзинки»
Задача: развитие зрительного восприятия
Цели:
- Закреплять знания основных цветов, понятие о цветовосприятии;
- Формировать умение анализировать цвет предмета;
- Учить узнавать и называть цвет;
- Знакомство детей со свойствами и качествами предметов и их характерными особенностями;
- Группировать предметы по общему признаку.
Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая), разрезные карточки с нарисованными предметами тех же цветов.
Ход игры: (перемешайте разрезные карточки с нарисованными предметами красного, желтого и зеленого цветов).
Рассмотри карточки с предметами. Перечисли названия предметов, нарисованных красным (желтым, зеленым) цветом. (расскажи для чего эти предметы нужны). Разложи все предметы по цветам, в красную корзинку - только красные предметы, в желтую - только желтые и т.д.

Дидактическая игра «Цветные квадраты»
Задача: развитие зрительного восприятия.
Цели:
- Закреплять знания цветов, формировать навыки зрительного внимания;
- Учить запоминать и правильно называть цвет предметов;
- Уметь дифференцировать предметы по основному признаку- цвет;
- Учить ориентироваться в пространстве по словесной инструкции педагога (вверх, вниз, вправо, влево);
Материалы: карточка с цветными квадратами, геометрические фигуры 2-х цветов, предметные карточки тех же цветов что и квадраты.
Ход игры: Рассмотри карточку с квадратами. Назови цвет каждого квадрата. Скажи где расположен каждый квадрат. Скажи где расположен оранжевый квадрат. Поверни карточку по часовой стрелке. На каком месте теперь оказался оранжевый квадрат.
Подбери к каждому квадрату карточку с изображением предмета такого же цвета, начиная с верхнего ряда, справа налево. Назови предмет и его цвет. Положи на верхний ряд три геометрические фигуры оранжевого цвета, а на второй ряд снизу – фиолетовые геометрические фигуры по количеству квадратов. Сколько получилось фигур?

Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: социально-бытовая ориентировка
Задачи:
- Закреплять знания цветов;
- Упражнять в умении обследовать основные признаки предмета: цвет, форму;
- Закреплять умения сравнивать и группировать предметы по классу и цвету.
Материалы: предметные карточки с изображениями разных цветов и классов (диван, слива, редис, куртка и т.д.)
Ход игры: Подготовить карточки. Предложить ребенку составить пары по цвету и класс. Называть предмет, его цвет и назначение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Художественное выжигание"

Последние занятия в учебном году в творческом объединении «Художественное выжигание» (педагог Вечерко Надежда Шаукатовна). Занятия этим увле...