Общеизвестно,
что дидактические игры являются одним из эффективных средств сенсорного
воспитания детей, формирования познавательной деятельности, обретение ими социального
опыта, норм и правил поведения.
Существующая
классификация дидактических игр выделяет три основных вида: с игрушками и
предметами; настольно-печатные; словесные.
Основными
элементами дидактической игры являются: содержание, обучающая задача, игровые
действия и правила. Для этого в содержание дидактических для детей с
отклонениями в развитии включаются те сферы жизни, которые дети трудно
усваивают в реальном обучении.
В свете этого содержание дидактических игр может решать задачи знакомства с объектами и явлениями окружающей действительности посредством игровой ситуации.
В свете этого содержание дидактических игр может решать задачи знакомства с объектами и явлениями окружающей действительности посредством игровой ситуации.
Важным
средством коррекции недостаточности умений управлять своими эмоциями для детей
с отклонениями в развитии являются дидактические игры с правилами. Они
дисциплинируют детей, коррегируют их психоэмоциональную неустойчивость.
Эффективное
влияние на развитие детей дидактические игры имеют за счет интереса ребенка к
игровому действию, которое стимулирует не только его активность, но и побуждает
их к поиску правильного решения и получению чувства удовлетворения от решенной
задачи.
Универсальность
обучающих возможностей дидактических игр состоит в том, что их можно
использовать, как на различных видах занятий, в быту, трудовых действиях, так и
в общении между детьми.
В пользуется особой популярностью из-за возможности наиболее эффективно влиять ее средствами на отклонения в психофизическом развитии.
В пользуется особой популярностью из-за возможности наиболее эффективно влиять ее средствами на отклонения в психофизическом развитии.
Детям
с отклонениями в развитии свойственны нарушения формирования образного мышления
в анализе и синтезе признаков предметов окружающей действительности. Из-за
этого процесс классификации и сериации предметов и объектов окружающей,
значительно сложнее.
Формирование
способности анализа игровых ситуаций, дидактического задания является
органической частью всех игровых действий. От понимания сути игровых действий
зависит качество выполнения задания, результат игры.
В связи с этим, от детей требуется умение быть внимательным, собранным и активным, так как дидактические игры ставят детей в условия выделения существенных, основополагающих причинно-следственных связей, которые обусловливают результат исполнения.
В связи с этим, от детей требуется умение быть внимательным, собранным и активным, так как дидактические игры ставят детей в условия выделения существенных, основополагающих причинно-следственных связей, которые обусловливают результат исполнения.
Если
в простом дидактическом задании ребенок после нескольких попыток решит задание,
не получает положительного результата, то он отказывается от выполнения
заданий. В дидактической игре желание выиграть усиливает желание продолжить
игру.
Практическая
выраженность игровых действий стимулирует наиболее длительный интерес к игре,
повышая уровень их интеллектуальных возможностей, корригируя эмоционально -
волевую сферу, формируя самооценку и активность личности ребенка.
На
фоне первичного дефекта, несмотря на разницу его этиологии, у детей с
отклонениями в развитии, наблюдается нарушение предметно-практических действий,
которые носят замедленный характер, а качество их исполнения страдает,
результаты действий значительно снижены.
Недостаточность
контактов с окружающей средой на фоне первичного дефекта приводит к снижению
уровня навыков общения, обеднения психоэмоциональных проявлений и выражений,
что свойственно всем детям с проблемами в развитии.
Все
выше перечисленное может успешно коррегироваться с применением дидактических
игр. В этом случае подбор дидактических игр осуществляется в соответствии с
теми дидактическими задачами, которые целенаправленно влияют на процесс
коррекции отклонений в развитии.
В дидактических играх, как ни в каких других обучающих ситуациях, можно научить детей способам обследования предметов, различения, узнавания и сравнения.
В дидактических играх, как ни в каких других обучающих ситуациях, можно научить детей способам обследования предметов, различения, узнавания и сравнения.
Дидактические
игры учат детей систематизировать предметы по сходным и отличительным
признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом
случае благодаря игровому действию дети наиболее сосредоточенно работают над
выполнением сложной для них задачи.
Через
дидактические игры возможно коррегировать недостаточность внимания,
наблюдательности, сообразительности и памяти.
Дидактические
игры являются одним из эффективных средств коррекционного - развивающего
обучения, целью которого является преодоление различных затруднений в
умственной, трудовой, бытовой и учебной деятельности.
Средствами
дидактической игры имеется возможность стимулирования инициативы ребенка и его
стремления к достижению поставленной цели.
Важно
в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать условия для
самоутверждения за счет выигрыша в соревновательных играх. Особенно важно им
преодолевать чувства неуверенности в себе из-за недостатков предметно-практической деятельности,
трудностей оречевления предметных действий, неточности знаний, умений и
навыков.
Подборка дидактических игр
Дидактическая игра «Цветные корзинки»
Задача: развитие зрительного восприятия
Цели:
- Закреплять знания основных цветов, понятие
о цветовосприятии;
-
Формировать умение анализировать цвет
предмета;
-
Учить узнавать и называть цвет;
-
Знакомство детей со свойствами и
качествами предметов и их характерными особенностями;
-
Группировать предметы по общему
признаку.
Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая), разрезные
карточки с нарисованными предметами тех же цветов.
Ход игры: (перемешайте разрезные карточки с нарисованными предметами красного,
желтого и зеленого цветов).
Рассмотри карточки с предметами. Перечисли названия
предметов, нарисованных красным (желтым, зеленым) цветом. (расскажи для чего
эти предметы нужны). Разложи все предметы по цветам, в красную корзинку - только
красные предметы, в желтую - только желтые и т.д.
Дидактическая игра «Цветные квадраты»
Задача: развитие зрительного восприятия.
Цели:
-
Закреплять знания цветов, формировать
навыки зрительного внимания;
-
Учить запоминать и правильно называть
цвет предметов;
-
Уметь дифференцировать предметы по
основному признаку- цвет;
-
Учить ориентироваться в пространстве
по словесной инструкции педагога (вверх, вниз, вправо, влево);
Материалы: карточка с цветными квадратами, геометрические фигуры 2-х
цветов, предметные карточки тех же цветов что и квадраты.
Ход игры: Рассмотри карточку с квадратами. Назови цвет каждого квадрата.
Скажи где расположен каждый квадрат. Скажи где расположен оранжевый квадрат.
Поверни карточку по часовой стрелке. На каком месте теперь оказался оранжевый
квадрат.
Подбери к каждому квадрату карточку с изображением
предмета такого же цвета, начиная с верхнего ряда, справа налево. Назови
предмет и его цвет. Положи на верхний ряд три геометрические фигуры оранжевого
цвета, а на второй ряд снизу – фиолетовые геометрические фигуры по количеству
квадратов. Сколько получилось фигур?
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: социально-бытовая ориентировка
Задачи:
-
Закреплять знания цветов;
-
Упражнять в умении обследовать
основные признаки предмета: цвет, форму;
-
Закреплять умения сравнивать и
группировать предметы по классу и цвету.
Материалы: предметные карточки с изображениями разных цветов и классов (диван,
слива, редис, куртка и т.д.)
Ход игры: Подготовить карточки. Предложить ребенку составить пары по цвету и класс. Называть предмет, его цвет и назначение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий