Чтение – это важнейшее условие формирования
мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из
средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней
обучения (от начальной школы до высшей).
Часто родителей школьников волнует, что их ребенок
читает слишком медленно. Не стоит поднимать панику, если такая проблема
возникла. Не надо мучать итак подверженного стрессу ребенка, заставляя его
часами сидеть над книгами. В первую очередь необходимо определить причину
медленного чтения и уже после принимать соответствующие меры. Ребенок может
читать по слогам или целыми словами. Отчасти именно способ чтения влияет на
скорость. Впрочем, нередко школьник читает целыми словами, но делает это
слишком медленно. В чем причина подобного явления?...
Основными причинами медленного чтения являются:
- неправильное обучение чтению, когда родители или
бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;
- плохое развитие артикуляционного аппарата;
- регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному
слову) – результат неправильного начального обучению чтению или же
торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное.
Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость
чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей,
читают слово дважды, как бы проверяя себя: «Понял или нет»;
- низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока
дочитает до конца предложения - не помнит начало);
- отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией
внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
- малый объём оперативного зрения (периферийное зрение,
угол зрения -не видит всё слово, а только слоги или буквы);
- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть
одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться
какое оно;
- привычка узнавать слова только после прочтения
вслух;
- плохая наследственность (если во время беременности
мать курит и т.д.);
- темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают
быстрее меланхоликов);
- скудный словарный запас;
- плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за
чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая
чтение);
- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики
чтения, цели;
- уменьшение объёма письменных работ, особенно
списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;
- синдром дефицита концентрации внимания при
гиперактивности (ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно
сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно
совершает какие-то действия, поёживается, не может ждать своей очереди.
- наличие нейрологического нарушения (дислексии) –
трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось
наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться
поддержкой родителей и опытного специалиста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий