Для
детей в детском учреждении обязательно создаётся образовательная
предметно-пространственная среда, которая информативно богата, соответствует
современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей. Это
обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и
информационного материала. Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте,
что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском учреждении.
К тому же есть немало детей, не посещающих дошкольные учреждения. Поэтому
родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.
1.
Важно научить ребенка заниматься за столом. Садитесь за столик таким образом,
чтобы ребенку было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия.
2.
Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню
понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать
пошагово, говорить нужно медленно, если нужно, подкрепляя свои слова жестами.
3.
Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, помогите в выполнении
правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо
него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.
4.
Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не
получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти
сделал», и помочь ему доделать до конца.
5.
Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки,
отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются,
не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться
понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые
задания. Но совсем прекращать занятия нельзя!
6.
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той
мере, в какой это необходимо. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он
делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется «помочь» ребенку,
сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему
возможность сделать это самому, поддерживая и поощряя.
7.
Даже если вы от природы молчаливы – всё равно говорите с ребенком.
Разговаривать с ребенком надо во время всех видов деятельности (когда готовим,
одеваемся, гуляем и т.д.) Говорите о том, что видите, что делаете, что делает
ребенок, что делают другие.
Важный компонент
для создания развивающей среды – это наличие подходящих игр и игрушек.
В перечень
развивающих игрушек для детей включаем:
* погремушки,
сенсорные игрушки, шнуровки;
* игрушки для
игр с песком (ведерки, лопатки, формочки);
* доски и рамки
- «вкладыши»;
* кубики,
пирамидки, юла, вертушки;
* настольно-печатные
игры;
* разные виды и
наборы пазлов;
* мозаики,
конструкторы;
* подборка из
природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, кусочки меха,
сухоцветы, орехи).
Помните о том, что в
комнате у ребенка необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих
материалов. Если игры, игровые материалы находятся в комнате длительное время,
интерес ребенка к ним постепенно угасает. Если комната мала, то можно просто
менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену
материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к
пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Не
спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они
отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот
несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные
вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.
Банки
с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте
острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки
пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).
Коробки
из-под фотопленки, шариковых дезодорантов. Универсальные ёмкости. Можно
наполнить их крупами, чтобы научить малыша слушать и различать различные звуки; «пахучими» веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние.
Можно сделать коробочки разного веса.
«Волшебный
мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на
ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.
Тряпичные
мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте
прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает
тактильную чувствительность.
Пустая
железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные
мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.
Крупные
бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает
мелкую моторику и глазомер.
Кусочки
различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими,
шершавыми) развивают тактильную чувствительность, а так же кубики, оклеенные
разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).
«Пальчиковый»
бассейн – пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может
перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.
Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.
Коробка
с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!
«Шершавые»
геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон,
такие фигуры помогут малышу запомнить их, «опираясь» на тактильную
память.
Тактильные
«коврики». Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных
размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки. Ребенок может перебирать
и трогать их.
Коробки
с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Малыш может открывать
коробочки и доставать различные мелкие предметы.
Флаконы
и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.
Прищепки,
бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и
силу пальцев руки.
Доска
для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные
и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: «Это дождь идет. Это заборчик. А
вот и дорожка…»
Помните,
что никакие игры и развивающие пособия не заменят общение ребёнка с родителями!
Поэтому обязательно находите время, запасайтесь терпением и хорошим
настроением, и занимайтесь с ребёнком!
Комментариев нет:
Отправить комментарий