среда, 22 июля 2020 г.

Консультация для родителей КОиР "Почемучка" "Развитие эмоциональной сферы дошкольников"


Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, на придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что же говорить о более младших детях!
Начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, являясь важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Существуют определенные связи эмоциональных состояний с мышлением. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, отрицательные – уменьшают.
Разбалансировка эмоций способствует возникновению расстройств и психических заболеваний, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, нарушению социальных контактов. Вот почему, подчеркивая роль эмоционального развития в дошкольном возрасте, мы говорим о психологическом и физическом здоровье детей и видим в этом большую социальную проблему, требующую незамедлительных решений.
К наиболее распространенным патологиям эмоций у детей относятся депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Очень часто даже у самых маленьких детей наблюдается эмоциональная неадекватность. Важную проблему представляют собой невротические состояния, детские неврозы, депривация, гиперактивность, аутизм.
Семья служит духовным укрытием человека от жизненных невзгод. Она укрепляет силы и волю к жизни. Воспитание ребенка в семье с первых дней его жизни закладывает основу личности, подготавливает ту почву, на которую в дальнейшем будут ложиться воспитательные воздействия школы и влияния окружающей среды (социума).
Часто родители ожидают, что все негативные эмоции маленьких детей с возрастом исчезнут. Однако опоздание в принятии решений, упование на то, что, когда ребенок подрастет, он поумнеет и исправится, как правило, не оправдываются и влекут за собой возникновение педагогической запущенности, требующей перевоспитания.
К педагогически грамотным воспитательным воздействием со стороны взрослых можно отнести их бессистемность. Такие родители склонны от случая к случаю проверить выполнение домашних поручений, наказать за проступки и прочее.
Часто взрослые заставляют ребенка действовать по образцу, инструкции. А слыша ответ, выносят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выполнил задание». В результате самостоятельность и творчество не развиваются. Взрослые должны чаще говорить малышу: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «Хочешь послушать другое мнение?», «Давай рассмотрим…». Такое общение изменит отношение ребенка к ситуации: с его мнением считаются, могут выслушать, разобраться. У него появится интерес к познавательной деятельности, желание рассуждать, находить правильное решение, доказывать, спорить, а не только запоминать и воспроизводить.
В семье ребенок должен получать первые эмоции, связанные с познанием нового, необычного, своими первыми открытиями. Все это невозможно без искусства близких взрослых подбирать интересные задания, организовывать игру, занятие, прогулку с ребенком, создавать положительный эмоциональный настрой.

Как помочь ребенку осознать свои эмоции
Прежде чем малыш обретет способность контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать (отличать друг от друга) и определять соответствующим словом. Родителям и педагогам вполне по силам помочь ребенку. Во-первых, нужно проговаривать действия и эмоциональные проявления детей: «Я вижу, ты рассердился из-за того, что Ваня взял твою игрушку», «Ты расстроился, потому что потерял свои фломастеры, «Тебе весело играть с Аней». Во-вторых, следует своими реакциями дать понять, что каждый ребенок имеет право на любые эмоции: «Каждый человек может рассердиться, если его будут постоянно толкать», «Все люди грустят, когда расстаются с мамой». Такой подход поможет малышу учиться понимать себя и других, вступать в разговор о своих чувствах. А взрослый таким образом может выяснить, что беспокоит ребенка.
Помощь, оказанная малышу при обсуждении его чувств, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет намного легче решать различные проблемы, управлять своими эмоциями, устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими.

Как помочь ребенку контролировать свои эмоции и управлять ими
Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребенок будет лучше справляться с ними, но обычно дети не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Родителям и педагогам очень важно постараться научить детей контролировать собственные эмоции. Предположим, ребенок никак не может справиться с иррациональными страхами и боится чудовищ. Можно обратиться к таким психотерапевтическим приемам, как рисование страха, проговаривание состояния вслух, когда снова возникает страх.
В случае если имеет место проявление гнева и агрессии, даже маленькому ребенку можно сказать: «Я понимаю, что ты злишься из-за того, что что-то не получил или что-то не по-твоему». Иногда даже этих слов бывает достаточно, чтобы пыл малыша угас. Но можно подробнее расспросить его о недовольстве, дав ему таким образом возможность выговариваться и боле четко определить причину своего гнева, а затем переключить внимание на что-то другое.
Лучше всего найти ребенку (любого возраста) какое-то занятие, которое отвлекло бы его от мучительных переживаний. Убежденность взрослых, что малыш или подросток испытывают удовольствие, когда «треплют другим нервы», - заблуждение. Дети очень страдают от своих переживаний, так как не могут и не знают, как от них освободиться. А не могут потому, что их никто не научил этому.
Однако надо помнить, что контроль над чувствами еще не означает их изменения. Правильнее сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях и поведении. Если ребенок поймет, что чувства естественны, но в то же время и преходящи, и что ими можно управлять так же, как мыслями и поведением, он приобретет внутреннюю силу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Художественное выжигание"

Последние занятия в учебном году в творческом объединении «Художественное выжигание» (педагог Вечерко Надежда Шаукатовна). Занятия этим увле...