Перечень методических пособий отдела Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

С методическими пособиями вы можете ознакомиться на базе ЦППРД "Орион":
Адрес: улица Чкалова, дом 33
Телефон: 31-74-33
E-mail: orion@dtdm-oren.ru
Режим работы: 9.00 – 18.00
Перерыв: 13.00-14.00

1. Методическое пособие  «Развитие мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом в процессе формирования сенсорно - перцептивной деятельности» Автор-составитель: автор Светлана Ивановна Климова, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Пособие содержит сведения об организации и проведении игр с детьми детским церебральным параличом в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности. Адресовано педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, родителям, а также всем, кто планирует организацию и проведение игр с детским церебральным параличом в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности.
Цель методического пособия: оказание методической помощи педагогам в организации и проведении занятий по развитию мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом с использованием развивающих игр и упражнений.
Задачи: 
  • рассмотреть теоретические основы применения игровых технологий на индивидуальных занятиях с детьми с ДЦП; 
  • определить методологию организации образовательного процесса на индивидуальных занятиях для детей с церебральным параличом; 
  • оказать методическую помощь для решения практически значимых педагогических проблем, позволяющих повлиять на качество образования; 
  • Составить перечень игр для развития мелкой моторики рук. 
2. Методическое пособие «Страна мелкой моторики методическое пособие» Составитель: Ирина Владимировна Вуколова, педагог дополнительного образования ДТДиМ, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Методическое пособие содержит комплексный подход пальчиковых упражнений и игр для активизации мелкой моторики рук, через продуктивные виды деятельности. для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Данное пособие может творчески использовано педагогами, методистами, воспитателям, а также всем, кто планирует организацию и проведение коррекционно - развивающих занятий по развитию мелкой моторики рук.
Цель методического пособия «Страна мелкой моторики»: обобщение и диссеминация опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей с ДЦП посредством комплексного подхода.
Задачи: 
  • проанализировать теоретические аспекты комплексного подхода развития мелкой моторики рук;
  • определить педагогический потенциал работы с детьми ДЦП;
  • проанализировать практические аспекты комплексного подхода развития мелкой моторики; 
  • проанализировать на опыте Центра психолого-педагогической реабилитации «Орион» методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей с ДЦП. 
3.  Методическое пособие «Здоровье детей – наша ответственность» Автор – составитель: Наталья Вячеславовна Бондарева, педагог дополнительного образования ДТДиМ, отдел ЦППРД «Орион». В пособии представлен «Курс бесед для родителей по профилактике заболеваний у обучающихся». «Здоровье ребенка – наша ответственность» является частью методического обеспечения «Школы медицинских знаний» и используется в качестве учебно – наглядного пособия на занятиях. Предлагаемый материал может быть использован педагогами, работающими в центрах раннего развития, воспитателями и преподавателями физической культуры в детских дошкольных учреждениях, родителями.
Цель пособия: повышение грамотности родителей в области организации здоровьесберегающих мероприятий.
Задачи: 
  • актуализировать знания родителей и детей о здоровом образе жизни и о профилактике заболеваний;
  • сформировать знания о значении физической культуры и закаливающих процедур для дошкольников; 
  • развить положительную мотивацию к спортивным занятиям и здоровому образу жизни;
  • развивать двигательные возможности ребенка; 
  • развить волевые качества обучающихся. 
4. Методическое пособие «Страна Игралия» подборка подвижных игр на развитие основных физических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, составитель Ирина Юрьевна Решетова, педагог высшей квалификационной категории ДТДиМ, отдел ЦППРД «Орион». Пособие содержит сведения об организации и проведении подвижных игр на развитие основных физических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Адресовано педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, методистам, а также всем, кто планирует организацию и проведение подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Цель методического пособия: обобщение и диссеминация опыта по организации и проведению подвижных игр на развитие основных физических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи: 
  • проанализировать теоретические аспекты спортивных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов по определенному заболеванию (с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, умственной отсталостью и ослабленным здоровьем);
  • определить педагогический потенциал подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов по определенному заболеванию (с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, умственной отсталостью и ослабленным здоровьем). 
  • проанализировать практические аспекты подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов по определенному заболеванию (с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, умственной отсталостью и ослабленным здоровьем), определить требования безопасности при проведении подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов; 
  • проанализировать на опыте Центра «Орион» методики и методические рекомендации по проведению мероприятий с включением подвижных игр; 
  • проанализировать особенности материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания при проведении подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 
5. Методическое пособие разработка спортивного праздника для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Папа, мама, я – спортивная семья», составитель: Ирина Юрьевна Решетова, методист I квалификационной категории ДТДиМ, отдел ЦППРД «Орион». Пособие содержит сведения об организации и проведении спортивного праздника для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Адресовано педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам, а также всем, кто планирует организацию и проведение спортивного мероприятия для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Цель методического пособия: обобщение опыта по подготовке организации и проведению спортивного праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Папа, мама, я – спортивная семья».
Задачи: 
  • изучить и проанализировать опыт образовательных учреждений города по организации и проведению спортивно-развлекательных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • проанализировать потенциал дополнительного образования в рамках Центра психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» к проведению спортивных мероприятий для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • систематизировать практический материал для практического использования педагогами и родителями в осуществлении работы во взаимодействии педагога и родителей в процессе организации и проведения спортивного праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Папа, мама, я – спортивная семья». 
6. Социальный проект «Созвездие добрых дел», составитель: Татьяна Анатольевна Куракова, педагог-организатор ДТДиМ отдела Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион», в помощь педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам, а также всем, кто планирует организацию и проведение мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Цель проекта: популяризация идей добровольчества в подростковой среде, самореализация обучающихся, развитие гуманно-сти и милосердия, путем включения в различные виды социальной активности, в общественную и социально-значимую деятельность.
Задачи проекта:
  • развивать навыки социального взаимодействия;
  • формировать толерантное отношение к особенностям особо уязвимых категорий детей – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, а также детей перенесших тяжелые заболевания; 
  • формировать умение обучающихся принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку детям, нуждающимся в особом внимании;
  • формировать умения организовывать условия для социализации особо уязвимых категорий детей – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов в современном обществе, а также детей перенесших тяжелые заболевания; 
  • формировать активную жизненную позицию обучающихся, стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой. 
7. Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов» (зрительное восприятие) разработано к программе «Семицветик», (модуль «Мир вокруг нас») Составитель: Татьяна Станиславовна Семенова, педагог – психолог ДТДиМ. Пособие содержит сведения о когнитивном развитии детей с ОВЗ и детей инвалидов, возрастных особенностях развития детей 2 7лет; о видах и свойствах восприятия; психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей инвалидов; алгоритм сопровождения детей – дошкольного возраста с ОВЗ и детей инвалидов.
Цель методического пособия: обобщение опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. 
Задачи: 
  • разработать модель пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей;
  • разработать систему развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей; 
  • расширить представление родителей о развивающих играх для детей данного дошкольного возраста; 
  • систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей; 
  • сформировать у участников образовательного процесса (преимущественно родителей) базовые знания о когнитивном развитии детей с ОВЗ и детей инвалидов.
8. Методическое пособие «Слушаем, играем – речь развиваем!», автор-составитель: Мария Ивановна Ханнанова, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования, логопедам, воспитателям ДОУ, родителям, музыкальным руководителям, социальным педагогам.
Цель: совершенствование речевых способностей детей дошкольного возраста средствами элементов логопедической ритмики.
Задачи:
1. Обучающие:
  • формировать правильное произношение; 
  • формировать фонематическую систему, навыки звукового анализа; 
  • формировать и совершенствовать лексический строй речи; 
  • формировать пространственные представления; 
  • формировать мотивацию к систематической работе по развитию речи. 
2. Воспитательные: 
  • воспитывать способности воспринимать ритмическую выразительность музыки, движения и речи;
  • воспитывать положительные личностные качества (общительность, уверенность, целеустремленность, рассудительность и т.д.); 
  • воспитывать коммуникативные способности (начать, поддержать и завершить беседу, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику). 
3. Развивающие: 
  • развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать музыкально-ритмические способности;
  • развивать фонематический слух, просодические компоненты; 
  • развивать ловкость, переключаемость, координацию движений. 
4. Оздоровительные: 
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • формировать правильное дыхание; 
  • формировать положительную мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. 
9. Мастер-класс по созданию игрушки «Колобок», «Мишка на пуговицах» и «Мишка на липучках» (в помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов), автор-составитель: Надежда Шаукатовна Вечерко. Пособие содержит подробные инструкции, фото пошаговых этапов работы, рисунки-схемы деталей в натуральную величину. Даются методические рекомендации к использованию пособия. Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, логопедам, психологам.

10. Методические пособия «Звуковичок», ([п] [п']; [б] [б']; [к] [к'], автор-составитель: Инна Викторовна Паршина, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион. В пособиях представлены материалы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков [п] [п'], [б] [б'], [к] [к'] у обучающихся.
Цель пособий: помочь педагогу спланировать работу по постановке, автоматизации и дифференциации изучаемых звуков, с привлечением родителей, в процессе устранения недоразвития речи.
Использование материалов, представленных в методических пособиях, позволяет решать ряд задач.
Задачи: 
  • Уточнение артикуляционных и акустических признаков (согласный, звонкий, твердый, мягкий).
  • Совершенствование фонематического восприятия, слухового внимания, анализа и синтеза. 
  • Расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения, согласования числительных с существительными.
  • Знакомство с буквами с целью предупреждения дисграфии и дислексии. 
  • Развитие коммуникативности и успешности в общении. 
11. Дидактическое пособие конструктор - «Велькроша», автор-составитель: Елена Петровна Завершинская, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования, логопедам, воспитателям ДОУ, родителям, социальным педагогам.
Цель пособия: развитие мелкой моторики, речи и мышления, для поддержания интереса у детей с ОВЗ к занятиям
Задачи:
  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи. 
  •  Развитие словаря.
  • Развитие связной речи и речевого общения.
  • Развитие психических функций.
Пособие адресовано дошкольникам от 5 до 7 лет.

12. Методическое пособие «Копилка сказочных историй», автор-составитель: Елена Петровна Завершинская, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Пособие предназначено для широкого круга профессионалов — логопедов, дефектологов, воспитателей, а также студентов дефектологических факультетов педагогических вузов.
Цель: создание положительного настроя на обучение у детей с ОВЗ на занятиях.
Задачи:
1. Обучающие: 
  • формировать мотивацию к систематической работе;
  • формировать правильное звукопроизношение. 
2. Воспитательные: 
  • воспитывать положительные личностные качества (общительность, уверенность, целеустремленность, рассудительность и т.д.);
  • воспитывать коммуникативные способности. 
3. Развивающие: 
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать речевые навыки; 
  • развивать связную речь; 
  • развивать интегративные качества (любознательность, активность, овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками). 
4. Оздоровительные:
  •  формировать внимание, память;
  • развивать общую, мелкую моторику; 
  • формировать динами­ческая и ритмическая организация движений; 
  • формировать положительную мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. 
13. Логопедическая тетрадь «Учусь слышать звуки», автор-составитель: Елена Петровна Завершинская, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Дидактический материал может быть использован педагогами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Цель пособия: развитие фонематической системы языка и профилактика на­рушений чтения и письма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ.
Задачи: 
  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звуко-произношения, воспроизведения слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
  • овладение элементами грамоты; 
  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. 
14. Игровое речевое пособие «Флексагон», автор-составитель: Елена Петровна Завершинская, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Пособие адресовано учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: развитие речевых навыков, постановка и автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи.
Задачи: 
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи. 
  • Развитие словаря. 
  • Развитие связной речи и речевого общения. 
  • Развитие психических функций. 
15. Проект родительского всеобуча «Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья», автор-составитель: Елена Петровна Завершинская, педагог дополнительного образования ДТДиМ отдел ЦППРД «Орион». Пособие адресовано учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: разработка содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями.
Задачи: 
  • Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе. 
  • Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей. 
  • Систематизировать практический материал, для практического использования педагогами и родителями в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ.
16. ПРОЕКТ родительского всеобуча "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья". Авторы-составители: Завершинская Елена Петровна, педагог дополнительного образования, учитель-логопед МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи», Паршина Инна Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель-логопед МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи». Методист: Прошина Татьяна Петровна, МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи». Пособие адресовано учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, родителям.

17. Методическое пособие «В мире звуков» (подборка логоритмических игр для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с задержкой речевого развития, как средство развития музыкальных способностей детей).

Цель методического пособия – обобщение и диссеминация опыта по организации и проведению логоритмических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с задержкой речевого развития

Задачи:   

· проанализировать теоретические аспекты логоритмических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов с задержкой речевого развития;

· определить педагогический потенциал логоритмических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов с задержкой речевого развития;

· проанализировать практические аспекты логоритмических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов с задержкой речевого развития, определить требования безопасности при проведении логоритмических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов.

18. Методическое пособие «Организация работы клуба для родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями».

Цель методического пособия: обобщение и распространение опыта организации деятельности клуба для родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- формировать благоприятную устойчивую коммуникационную среду педагог-родитель-ребенок, направленной на взаимодействие и взаимопомощь семей, способствующую максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;

- проанализировать проблемы в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, влияние нарушений развития ребенка на родителей, определить уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений

19. «Учимся вместе» (подборка методических консультаций и презентаций для работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, как средство дистанционной помощи родителям по обучению детей в домашних условиях)

Цель методического пособия: психолого педагогическое просвещение родителей о разнообразных практиках организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей – инвалидов в семье в процессе дистанционного обучения.

Задачи:

1.  Обеспечение непрерывного просвещения родителей

2.  Овладение родителями специальными психолого-педагогическими компетенциями, обеспечивающими развитие ребенка с особыми образовательными потребностями

3.   Создать для детей с ОВЗ условия для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от социума

4.  Содействовать формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию педагогических методик.

 

20. Методическое пособие «Волшебный цветок» (развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов).

Цель пособия – систематизировать материал, раскрывающий особенности нетрадиционных техник аппликации в творческом объединении «Семицветик»

Задачи:

1. Познакомить с новыми необычными способами выполнения аппликаций;

2. Создать условия для свободного экспериментирования художественными материалами и инструментами;

3. Развивать детскую художественную одаренность средствами нетрадиционных художественных техник аппликации;

4. Развивать эстетическое восприятие детей;

5. Определить эффективные методики знакомства с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

6. Расширить сведения по теме «Материаловедение» и дополнить ее практической частью по самостоятельному определению свойств материала.

7. Оказать помощь педагогам-практикам по созданию мотивации для занятий аппликацией в нетрадиционных техниках выполнения (работа с родителями).

8. Определить правила техники безопасности на занятиях в творческом объединении «Семицветик» и предложить способы проверки знаний по технике безопасности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«За спортивный блеск и красоту»

25 апреля состоялась Спартакиада среди сотрудников Дворца творчества детей и молодежи, посвященная Празднику весны и труда. Мероприятие пров...